Новая реальность: снова всё меняется

Каким будет настроение потребителей в России под влиянием коронавируса, падения курса рубля и других событий первого квартала 2020

Распространение коронавируса по миру и, в частности, появление заболевших в России, усугубляется падением курса рубля - потребители сметают товары с полок магазинов и запасаются лекарствами. В ожидании результатов мониторинга "Новая реальность", которые мы получим 27 марта, предлагаем оглянуться назад во времени и посмотреть, как менялось восприятие экономической ситуации потребителями в России, начиная с 2014 года.

Пик ощущения, что экономическая ситуация улучшается, пришелся на 4-й квартал 2017 года (19,7% опрошенных), и уже в следующем квартале мы зафиксировали минимальную за этот период долю тех, кто отметил ухудшения (30,3%). 

Однако затем снова произошёл откат вниз - уже ровно через год, в 4-м квартале 2018 года 52,6% опрошенных Ipsos в рамках мониторинга New Reality отметили, что экономическая ситуация изменилась в худшую сторону; только 6,2% отметили улучшения. Существенно на изменение настроений повлияли пенсионная реформа и повышение НДС.

После небольших улучшений в первой половине, 2019 год снова завершился высоким уровнем негативных ожиданий (44,3%) и низким - позитивных (11,7%). На первое место по личной актуальности событий вышло повышение НДС (48%).

Почти половина опрошенных экономили на товарах длительного пользования, услугах, продуктах питания; треть – на непродовольственных товарах.

В связи с паническими настроениями интересно посмотреть на исторические данные, отражающие поведение населения в аналогичный период. Так, в первом квартале 2015 года каждый пятый купил впрок продукты питания, 12% приобрели запас бытовой химии и хозтоваров, 9% - лекарств и медицинских товаров, 5% купили впрок алкоголь. Из непродовольственных товаров 5% опрошенных вне плана приобрели бытовую технику, по 2% - мобильные устройства, компьютеры и мебель.

Начало 2020 года принесло сразу несколько значимых событий глобального и локального российского масштаба - это и распространение коронавируса, и падение курса рубля, смена правительства РФ, объявление референдума о внесении поправок в Конституцию. Независимо от того, какое из событий окажется на первом месте по важности, высокая их интенсивность не может не сказаться на настроениях потребителей, на их покупательском поведении и моделях экономии на товарах и услугах.

Результаты следующей волны исследования New Reality буду доступны 27 марта 2020.

Новая реальность

 

Об исследовании:

Регулярный мониторинг экономического кризиса New reality проводится с ноября 2008 года, частота определяется интенсивностью происходящих изменений (ежеквартально, ежемесячно). Мониторинг позволяет увидеть, как население реагирует на текущую экономическую реальность. География: города-милионники России, респонденты 18-45 лет, выборка - 1000 человек.
Блоки исследования:

  • Важность основных социоэкономических событий
  • Динамика основных показателей в сравнении с предыдущим периодом
  • Трудности, с которыми сталкиваются потребители
  • Изменение покупательского поведения - детально по категориям товаров и услуг

__________________________________________

Динамику коронакризиса вы можете проследить на странице, где мы собрали все глобальные исследования Ipsos на эту тему.

Потребители и покупатели