Новая реальность. Готовы данные второй волны 2020 года. Что изменилось?

Рекордное ухудшение восприятия экономической ситуации. Бизнес теряет клиентов и продажи, сотрудники сталкиваются с сокращением бонусов и заработных плат, но уровень увольнений пока не достиг пиковых значений предыдущих кризисов

Москва, 29 апреля 2020 г. – По результатам второй волны 2020 года экономического мониторинга "Новая реальность", проведённого Ipsos в период 7-12 апреля 2020, доля людей, которые считают, что экономическая ситуация ухудшилась по сравнению с прошлым месяцем, продолжила рост и выросла до рекордных 87% - это существенно превышает значения, которые были зафиксированы во время предыдущих кризисов.

новая реальность

 

46% опрошенных отметили снижение количества заказов, клиентов и объёмов продаж, это на 15пп выше, чем в марте 2020. Сокращение штата коснулось четверти опрошенных (+10пп к показателям марта 2020); 61% отметили снижение зарплат и бонусов (+17пп к марту 2020); увольнения коснулись 11% опрошенных (+3пп к марту 2020).

По уровню снижений бонусов и зарплат показатель уже приблизился к значениям в кризис 2014-2015 г.г., когда максимум составлял 62% в 4м квартале 2015. Будет ли достигнут пик в 71%, который был зафиксирован в 4м квартале 2009 года, нам ещё только предстоит узнать.

По показателю увольнений текущая ситуация пока далека от пиковых значений в предыдущие кризисы – (17% в 4кв 2016 и 30% в 4кв 2009).

По состоянию на апрель 2020 года 34% опрошенных жителей городов-миллионников снимали деньги со счетов в банках. Это на 2пп выше, чем в марте 2020, но существенно ниже, чем в предыдущие кризисы – пик в 55% был достигнут во 2-м квартале 2010 года.

Напротив, рекордным оказался уровень экономии на услугах – об этом сообщили 61% опрошенных в апреле 2020 года. Предыдущие максимумы составляли 56% в 1кв 2016 и 53% во 2кв 2009. Также за месяц на 10пп выросла доля экономящих на товарах длительного пользования. Напротив, на товарах повседневного спроса (продуктах питания и непродовольственных) потребители пока не склонны экономить.

Однако, данные показывают сигналы к оптимистичному разрешению ситуации – говоря о своих ожиданиях относительно ситуации в экономике через год, 26% респондентов по результатам апрельского замера сказали, что ожидают улучшений. Это на 12пп выше, чем по итогам измерения, проведённого в марте 2020.

В 2020-м году мониторинг "Новая реальность" проводится ежемесячно для отслеживания развития ситуации и её влияние на поведение потребителей.

Данные первой волны мониторинга "Новая реальность".

Об исследовании

Регулярный мониторинг экономического кризиса  "Новая реальность" проводится с ноября 2008 года, частота определяется интенсивностью происходящих изменений (ежеквартально, ежемесячно). Мониторинг позволяет увидеть, как население реагирует на текущую экономическую ситуацию, и сравнить с поведением потребителей в предыдущие периоды. География: города-миллионники России, респонденты 18-45 лет, выборка – 1000 человек. С апреля 2020 года возрастной диапазон участников исследования будет расширен до 18-60 лет.

Блоки исследования

  • Изменение покупательского поведения – детально по категориям товаров и услуг.
  • Важность основных социоэкономических событий.
  • Динамика основных показателей (таких как способы экономии на товарах и услугах, индикаторы финансового поведения) в сравнении с предыдущим периодом.

__________________________________________

Динамику коронакризиса вы можете проследить на странице, где мы собрали все глобальные исследования Ipsos на эту тему.

Потребители и покупатели