Анализ данных в соцмедиа: мифы и реальность
Анализ высказываний в соцмедиа продолжает развиваться, но у многих складывается неправильное представление о том, что это, и как это работает.
В завершение 2022 года мы развеиваем наиболее распространенные мифы об анализе обсуждений в соцмедиа и рассказываем, как его лучше использовать:
Миф 1: «Данные соцмедиа бесполезны»
Реальность: Как и при создании выборки для качественного или количественного исследований, при анализе дискуссии в соцмедиа важно учитывать “генеральную совокупность данных”. Необходимо получить доступ к большому количеству источников прежде чем запускать программу исследования в соцмедиа. Также важно рассматривать данные из различных источников как неоднородную массу.
Миф 2: «Анализ соцмедиа нужен только для понимания PR и маркетинговых усилий и для управления кризисами»
Реальность: В таких случаях анализ соцмедиа действительно помогает, но есть и немало других вопросов, в ответе на которые эти данные будут полезны. Мы успешно используем данные из соцмедиа: для создания дополнения сегментаций; понимания аудитории, рыночного ландшафта и более широкого контекста; для определения сигналов макротрендов и глубокого погружения в микро- и нанотренды; для выделения инсайтов, как и почему потребители взаимодействуют с конкретными продуктами и услугами; для понимания специфических моментов, которые ухудшают опыт пользования брендом. Это лишь небольшая часть подходов, которые мы используем для создания практически применимых инсайтов.
Миф 3: «Любой может запросто найти то, что ему нужно в соцмедиа»
Реальность: При наличии времени и денег вы, возможно, в конечном итоге найдете что-то полезное (потратив много сил), но ресурсы небезграничны. Вам будет нужно очертить границы вашего исследования, которые помогут определить, что вы нашли что-то действительно интересное. Ваш личный опыт и знание отрасли помогут вам в этом.
Миф 4: «Никто не обсуждает эту специфическую тему, поэтому анализ обсуждений в соцмедиа не поможет»
Реальность: Нередко в исследованиях брендов есть избыточные требования. Анализ данных соцмедиа может помочь лучше погрузиться в потребительскую реальность. Потребители могут не говорить о продуктах определенного бренда – например, о конкретной марке замороженного горошка или консервированных помидоров, – но они будут говорить на очень актуальные темы в целом - как они готовят дома, любимые вкусы и блюда, и что они стремятся привнести в свой рацион.
Миф 5: «Анализ социальных медиа — это быстро и дешево»
Реальность: Анализ обсуждений в соцмедиа может быть быстрее и дешевле традиционных методологий. Он может дать более глубокое понимание поведения людей, поскольку их высказывания спонтанны. Использование искусственного интеллекта помогает еще быстрее находить инсайты. Но поскольку надежный и релевантный анализ данных требует нескольких слоев предварительной очистки, а выделение инсайтов пока невозможно без участия человека, анализ информации в соцмедиа требует определенных инвестиций.
Миф 6: «Искусственный интеллект делает всё»
Реальность: Анализ любых неструктурированных данных был бы ограничен без применения искусственного интеллекта. Без ИИ было бы практически невозможно найти данные, которые мы хотим проанализировать. Сила исследователя как человека, направляющего процесс, заключается в способности находить смысл в факторах, на которые ИИ обращает наше внимание. Искусственный интеллект может показать нам закономерности, которые мы могли не заметить без него. Но нужен профессионал, который скажет, почему это важно.
Миф 7: «Все инструменты одинаковы»
Реальность: У каждого инструмента есть свои плюсы и минусы. Существует множество факторов, которые нужно учитывать, в зависимости от целей вашей компании: выбор источников данных, степень чистоты, простота их использования, встроенные виджеты, объем данных, уровень встроенной аналитики и ИИ, язык и географический охват и т. д. Более того, это всё постоянно меняется. Число факторов, которые надо принимать во внимание, может показаться даже слишком большим. Важно регулярно сопоставлять потребности и желаемый результат.
Миф 8: «Стать экспертом в области анализа соцмедиа очень легко»
Реальность: Как и в любом исследовательском подходе, недостаток знаний может быть опасным. Вы не можете быть экспертом во всех аспектах анализа данных соцмедиа. Но острый и любознательный ум сможет научиться максимально эффективно использовать неструктурированные данные и проводить ценные и надежные исследования при помощи анализа данных из соцмедиа.
Для неспециалистов становится все более доступным (и важным) использовать информацию из соцмедиа в своей повседневной работе. Некоторые наши клиенты научились регулярно просматривать ключевые показатели, чтобы быстро проверять, что потребители говорят по определенной теме. Другие связали KPI с данными из соцмедиа со своими показателями продаж.
Но работа с данными социальных медиа требует исследовательской тщательности (особенно при анализе нескольких источников данных или применении прогностических моделей!) именно поэтому многие из наших клиентов выбирают гибридный подход, сочетающий программные SaaS-сервисы с привлечением профессионалов из Ipsos.