РосИндекс' 1Q/2017: Тенденции покупательского поведения россиян
Россияне стали рациональнее в выборе продуктов: бóльшая часть городского населения потребляет товары частных марок
Компания Ipsos Comcon публикует данные по потреблению продукции собственных торговых марок в России из ежеквартального исследования РосИндекс, изучающего стиль жизни, покупки и медиапредпочтения россиян, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек.
По данным первого квартала 2017 года 47% городского населения делает покупки в гипермаркетах, 46% - в супермаркетах. В числе популярных каналов покупок также минимаркеты и универсамы - в них делают покупки 22% и 19% россиян соответственно.
Согласно данным исследования РосИндекс 1Q’2017 россияне стали рациональнее подходить к выбору товаров - 41% начал покупать более дешевые марки продуктов питания.
Население постепенно осознает, что частные марки дешевле многих известных производителей, но ничуть не уступают им по качеству. Если до кризиса 2013-2014 годов доля людей, готовых заплатить больше за товар известного бренда росла, то с 2015 года уменьшается число россиян, готовых переплатить за известную марку, что способствует росту популярности собственных торговых марок. Известность больших розничных сетей, сила их собственных брендов, также повышает доверие к выпускаемым им частным маркам и способствует покупки товаров этого типа.
По данным исследования РосИндекс 1Q’2017, потребление собственных торговых марок в категориях всех продуктов питания, включая кондитерские изделия и напитки составляет 65%.
Только в категории продуктов питания частные марки потребляет 59% жителей городов с населением 100 тыс. и больше. Они особенно распространены в молочных продуктах (33%), консервированных овощах (25%), растительном масле и замороженных продуктах (19%) и хлебе (16%). В кондитерских изделиях частные марки потребляет 23% россиян, больше всего – в зефире (12%). 19% населения покупает собственные торговые марки в категории безалкогольных и алкогольных напитков, 37% - в категории средств персонального ухода.
Средний личный доход потребителей частных марок – 25 тыс. рублей. Потребление собственных торговых марок федеральных сетей характерно для крупных городов: в Москве товары частных марок потребляют 78% населения, в Санкт-Петербурге - 88%, в других городах-миллионниках - 75%.
Как потребители выбирают собственные торговые марки? Рассмотрим, что привлекает россиян в частных марках на примере покупок молока в пакетах или бутылках. Доля потребителей собственных торговых марок в категории «Молоко» —10%.
На графике «Факторы выбора молока» показан индекс характерности, который демонстрирует отличия в выборе тех, кто предпочитает частные марки, от всех потребителей продукта.
Для лояльных потребителей собственных торговых марок в категории «молоко» особенно важны скидки и акции. Этой целевой аудитории также важно, чтобы марку было легко найти в продаже, длительный срок хранения и степень жирности. Для потребителей таких частных марок не важна известность марки или производителя.