Черная пятница: смещение центра тяжести

В преддверии "Черной пятницы" 2018 года рассказываем историю этой ставшей глобальной массовой акции в рознице. Что изменилось в последнее время, чему могут научиться ритейлеры, и какую форму мы может принять "Чёрная пятница" в будущем?

Чёрная пятница: наследие

Начиная со скромного старта в Филадельфии около 50 лет назад, «Черная пятница» стала глобальным явлением в рознице, в основном, благодаря интернету и средствам массовой информации. Экстравагантный способ стимулирования продаж первоначально был задуман как однодневная акция в магазинах, которая проходила на следующий день после Дня благодарения в Америке. "Черной пятницей" открывался сезон рождественских покупок. Фактически это превратилось в акцию национального масштаба в США в 1990-х годах, которая в 2005-м году по объемам продаж обошла даже субботу перед Рождеством, которая всегда отличалась самыми высокими продажами. С тех пор "Чёрная пятница" не оглядывалась назад. В 2011 году Walmart неоднократно открывал свои магазины вечером Дня благодарения, впервые запустив ночную распродажу. Сегодня это уже не 24-часовой национальный спринт, а многодневный международный марафон, любимый средствами массовой информации, отличающийся скоростью и масштабом распространением информации. Черная пятница больше не является событием уровня одного магазина. За ней по пятам идет Киберпонедельник как его онлайновый собрат. Такова мультиканальная природа ритейла сегодня, что эти акции слились в одну.

 

Пять шагов к успеху

Каждый год "Чёрная пятница" преподносит новые уроки. Неправильное использование этого явления может иметь серьезные последствия для ритейлера, учитывая размер и имидж события, формируемый СМИ. Вот наши пять шагов к успеху:

  1. Когда речь идет о "Чёрной пятнице" нет такой вещи, как избыточное планирование. Определите заранее, какое поведение покупателей поощрять, когда продвигать и как доставлять товар, чтобы ситуация осталась управляемой. И работайте рука об руку с поставщиками, чтобы избежать неприятных сюрпризов и паники.
  2. Гибкость - ключ к успеху. "Чёрная пятница" - это разрушительное цунами для ритейла, где спрос нельзя предсказать. Социальные сети могут распространять новости (хорошие или плохие) с угрожающей скоростью. Они могут поднять волну массового спроса, и толпы покупателей набросятся на лучшие предложения подобно саранче, сметающей на своем пути поля сельскохозяйственных культур.
  3. Управляйте потоками покупателей, приходящих в магазины. Переполненность магазинов неизменно вредит опыту клиента и повышает риск для бренда попасть в заголовки новостей в негативном ключе.
  4. "Стрессоустойчивость" логистики и исполнение поставок. Короткое окно "тяжелых" скидок может создать беспрецедентную нагрузку и с легкостью разрушить нормальную операционную деятельность. Поскольку онлайн-шоппинг вносит очень важный вклад в "Чёрную пятницу", это не просто вопрос наличия больших складских запасов, средств доставки и совершения платежей, но и вопрос мощности серверов по обработке возрастающего числа заходов на сайт и обращению к контенту онлайн.
  5. Приготовьтесь к внедрению антикризисного управления. Операционные сбои и повышенное внимание СМИ повышают репутационные риски, если возникающие проблемы не будут быстро и эффективно устранены.
Скачать

Потребители и покупатели