Новое будущее? Каким будет мир после COVID-19
Четыре вопроса, которыми стоит задаться, чтобы сохранить устойчивость бизнеса в условиях неопределённости и быть готовым встретиться с будущим
По мере того, как пандемия коронавируса отступает, а ограничения снимаются, возникает вопрос, каким будет мир после COVID-19. Однако реальность такова, что нам нужно привыкать к неопределённости как к норме.
Наш главный вызов сегодня – это COVID-19. Но он является лишь одним звеном в цепи подобных событий. Что делать бизнесу, чтобы сохранять устойчивость?
Эксперты Ipsos рекомендуют задать себе четыре вопроса.
- Как и какие наши ценности изменятся со временем?
В основе теории изменений Ipsos лежит понимание того, что макро-силы (долгосрочные глобальные факторы, такие как демографические изменения или изменение климата) обычно медленно влияют на убеждения и поведение людей. С другой стороны, внезапные удары, такие как COVID-19, вызывают немедленные «сейсмические сдвиги» в повседневной жизни. Это поднимает «цунами» новых сигналов изменений. Сигналы могут показать нам, как меняется жизнь, и каковы направления этих изменений.
Однако не все драматические изменения в поведении или отношении имеют долгосрочный эффект. Задача состоит в том, чтобы понять, какие сигналы важны. Какие аспекты кризиса COVID-19 приведут к долгосрочным изменениям в секторе, а какие – к временным переменам, за которыми последует откат к предыдущему поведению? Некоторые ценности незыблемы, даже когда мир полностью меняется. Мы оцениваем сигналы по фреймворку TRAC: Reverse, Transform, Accelerate, Consolidate.
- Насколько сильно наше будущее будет отличаться от жизни до изменений?
В нашем обществе существует три типа напряжённости:
[1] Что мы должны делать (нормативно-правовые рамки);
[2] Что мы хотим делать (стремления, убеждения, идеалы людей);
[3] Что мы можем делать (ресурсы, технологии, естественные ограничения).
Опираясь на экспертные мнения экономистов, политиков, футурологов, данные опросов общественного мнения и профили потребления, мы построили три потенциальных модели развития общества, которые отражают различные сценарии взаимодействия элементов напряжения. Сценарий 1 – Нео-глобализация. Сценарий 2 – Новый национальный курс. Сценарий 3 – Автономные сообщества.
- Как спланировать сразу несколько сценариев?
Важно не то, окажетесь ли вы ПРАВЫ. Важно, будете ли вы ГОТОВЫ.
Существует два типа будущего: то, которое находится вне вашего контроля, и то, которое вы можете создать.
Один из подходов состоит в минимизации влияния «встречного ветра» и максимизации силы «попутного ветра». Другой способ – эффективно адаптироваться или сделать так, чтобы будущее позиционировало вас как победителя.
Оба подхода требуют создания и активации сценариев. Сценарии базируются на доказательствах и инсайтах. В идеале в основе создания сценариев лежат техники форсайта, которые отличают креативный подход и совместная работа. Для построения сценариев используется и внутренняя информация организации и информация из более широкой внешней экосистемы, привносящей очевидные и менее очевидные идеи из широкого круга источников. Для разработки сценариев хорошо работает фреймворк, состоящий из четырёх ступеней: Synthesise – Augment – Create – Refine.
-
Что и почему нужно мониторить?
Во всех сценариях найдутся элементы, которые будут реализованы. Но, скорее всего, ни один сценарий не выполнится полностью.
Важно определить индикаторы проявления наших сценариев и отслеживать, как они меняются со временем. Это покажет, как протекает реализация сценариев, как идут новые изменения, и как устраняются ключевые неопределённости.
Индикаторы представляют собой совокупность многих взаимосвязанных показателей, основанных на нашей теории изменений (меры макроуровня, поведенческие и потребительские индексы, сигналы социальных изменений).
Вы прочитали краткое изложение статьи «NEW FUTURES? Building a world after COVID-19». В полной версии вы найдёте более детальные описания вопросов и фреймворков, а также кейсы и рекомендации релевантных инструментов Ipsos.
В разработке сценариев будущего вам также может быть полезно наше инициативное исследование «Взгляд в будущее: мета-анализ и форсайт».
Смотрите также исследования и статьи Ipsos о коронакризисе и подготовке к "пост-ковидному" периоду.