60% опрошенных в России ждут, что искусственный интеллект изменит их жизнь

Опрос Ipsos для Всемирного экономического форума показал, как положительные эмоции и опасения по поводу влияния искусственного интеллекта на жизнь людей проявляются в разных странах.

Новый опрос Ipsos для Всемирного экономического форума показал, что в среднем в 28 странах, участвующих в исследовании, почти 2/3 опрошенных (64%) утверждают, что хорошо понимают, что такое искусственный интеллект, но только 50% знают, в каких видах товаров и услуг он используется. В России количество осведомленных об ИИ одно из самых высоких – 75%. 

В целом по миру степень информированности об ИИ выше всего среди лиц, принимающих решения в бизнесе (74%), владельцев бизнеса (73%), людей с высшим образованием (71%) и тех, у кого для своей страны достаточно высокий уровень доходов (71%). Среди мужчин этот показатель также значительно выше, чем среди женщин (на 9 пп.). Эти же демографические группы значительно чаще говорят, что знают, в каких типах продуктов и услуг используется ИИ.

Опрос выявил четкое различие между странами с высоким уровнем дохода и развивающимися странами: граждане из развивающихся стран значительно чаще, чем граждане из более экономически развитых стран, сообщают, что они осведомлены об ИИ, доверяют компаниям, использующим ИИ, и позитивно оценивают влияние на их жизнь продуктов и услуг, основанных на ИИ. 

Изменения в повседневной жизни

В среднем в мире 6 из 10 ожидают, что продукты и услуги с использованием искусственного интеллекта глубоко изменят их повседневную жизнь в ближайшие 3–5 лет. Половина из них считает, что это уже произошло в последние годы. Демографические и географические различия в восприятии того, насколько продукты и услуги с использованием ИИ изменят повседневную жизнь, отражают различия в знакомстве с ИИ и доверии к компаниям, использующим ИИ. В России 60% ждут изменений.

В среднем в 28 странах, где проходило исследование, 6 из 10 согласны с тем, что продукты и услуги с использованием искусственного интеллекта облегчают их жизнь, но только половина утверждает, что преимуществ у них больше, чем недостатков, а 4 из 10 признаются, что продукты и услуги с использованием искусственного интеллекта заставляют их нервничать. В России 64% считают, что ИИ делает их жизнь легче, 53% находит большее плюсов, чем минусов, и только 28% нервничают из-за его использования.

Ожидания от ИИ в разных сферах

На глобальном уровне сферы, в которых люди больше всего ожидают, что ИИ улучшит жизнь им и их семьям, включают: образование и обучение и развлечения (по 77%), транспорт (74%), дом (73%), покупки (70%) и безопасность (69%). 6 из 10 также ожидают, что ИИ сделает лучше окружающую среду (62%), продовольствие и питание (61%). Тем не менее, мнения людей разделились поровну относительно положительного влияния ИИ на доходы (53%), личные и семейные отношений (50%) и занятость (47%). Только 4 из 10 ожидают, что ИИ улучшит ситуацию со стоимостью жизни (42%), свободой и законными правами (37%).

Влияние ИИ на образование и обучение больше всего ожидают люди до 35 лет и опрошенные с высоким уровнем образованния, влияние на безопасность – пожилые люди, влияние на занятость – люди 35–49 лет, а влияние на покупки, транспорт и развлечения – более обеспеченные люди.

Доверие компаниям, использующим ИИ

Только 50% доверяют компаниям, использующим ИИ, в той же степени, что и другим.  Его уровень выше всего среди лиц, принимающих решения в сфере бизнеса (62%), владельцев бизнеса (61%), более обеспеченных людей (57%) и людей с высшим образованием (56%), а ниже всего – среди людей старше 50 лет (44%), неимеющих высшего образования (45%) и тех, кто не работает (45%).

Существует еще более значительный разрыв между развивающимися странами и странами с высоким уровнем дохода: почти во всех развивающихся странах большинство доверяет компаниям, использующим ИИ, не меньше, чем другим. А во многих странах с высоким уровнем дохода только около трети доверяют компаниям, использующим ИИ, например, в Канаде (34%), Франции (34%), США (35%), Великобритании (35%) и Австралии (36%). В России этот показатель составил 52%.

Опрос был проведен компанией Ipsos в 28 странах на онлайн-платформе Global Advisor в период с 19 ноября по 3 декабря 2021 года. Опрошено в общей сложности 19 054 взрослых в возрасте 18-74 лет в США, Канаде, Малайзии, Южной Африке и Турции, а также в возрасте 16-74 лет на 24 других рынках.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ВСЕМИРНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА

Общество