Отношение людей к удалённой работе в условиях изоляции
Удалённая работа экономит время на дорогу и деньги, позволяет позже просыпаться, но одновременно создаёт много неудобств
Москва, 14 апреля 2020 г. – Данные второй волны исследования Adapt! Emergency Monitoring, отражающего изменения в фактическом поведении потребителей в России в результате жизни в самоизоляции показывают, что постепенно идёт адаптация людей, работающих удалённо в условиях эпидемии, к новом формату работы – так, среди тех, кто в течение последних семи дней работал удалённо полный день или часть рабочего дня/рабочей недели, доля тех, кого полностью устраивает удалённая работа, составляет только 22%. За неделю этот показатель увеличился на 6пп.
Одновременно за неделю на 5пп. выросла и доля работающих респондентов, которые в последние семь дней трудятся удалённо полную неделю или часть времени – сейчас доля таких людей среди участвовавших в опросе жителей российских городов-миллионников возраста 18-65 лет составляет 35%.
Экономия времени на дорогу – главное преимущество удалённой работы
В качестве преимуществ удалённой работы большинство опрошенных называют экономию времени на дорогу к месту работы (76%), в большей степени этому рады женщины (84%). Также в топ-5 плюсов такой формы работы попадают:
- экономия денег (нет трат на дорогу, кофе, еду в офисе и т.п.) – 64%;
- гибкий график работы – 59%;
- возможность позже просыпаться – 55%;
- иметь больше времени на выполнение обычных домашних дел – 43%.
Спектр недостатков широк, нет одной доминирующей проблемы
78% опрошенных видят недостатки в удалённой работе. Приблизительно каждый третий работающий удалённо отметил, что дома тяжело сосредоточиться и падает эффективность работы, также для трети опрошенных оказалось сложным разграничить личную жизнь и работу, такому же количеству людей мешает плохо оборудованное рабочее место (маленький экран ноутбука, отсутствие принтера/сканера и т.д.) или тяжело работать, когда рядом дети и семья.
Среди всех опрошенных только 18,3% сообщили, что стали больше работать из-за того, что не могут вовремя остановиться.
Только за прошлую неделю в социальных сетях было опубликовано около 700 тысяч сообщений про удалённую работу, включая мемы, пользовательские сообщения, новости и советы, как адаптироваться к удалённой работе. Количество оставляемых позитивных и негативных отзывов примерно одинаково, хотя негативные и незначительно перевешивают (10% и 13% всего потока сообщений соответственно).
Анализ высказываний в социальных сетях отражает наиболее острые из существующих проблем удалённой работы:
- неограниченный доступ к еде вызывает рост беспокойства из-за набора лишнего веса в период самоизоляции;
- присутствие дома детей и их дистанционное обучение повышает нагрузку на родителей и ухудшает эмоциональное состояние всех членов семьи;
- плохое качество интернет-соединения приводит к снижению эффективности удалённой работы и дистанционной учёбы - например, пользователи испытывают затруднения с проведений онлайн-конференций, совещаний и занятий с детьми.
Истории респондентов, принявших участие в обсуждении в качественном сообществе, также показывают, что удалённая работа, которая всегда в теории воспринималась исключительно как преимущество, на практике имеет и оборотную сторону - например, растут затраты на еду и коммунальные услуги.
Сергей (31, Москва): «Самое большое влияние на мою жизнь оказывает удалённая работа. С одной стороны, я больше не трачу время на дорогу. С другой – я постоянно ем, и у меня много еды уходит, и счёт за электричество будет на порядок больше».
Всеобщая самоизоляция повлияла даже на тех, кто и до эпидемии работал удалённо: есть большая разница – работать удалённо, когда другие домочадцы днём находятся вне дома (в школе или на работе), и работать удалённо, когда вся семья находится дома.
Инна (40, Новосибирск): «Изменений в работе нет – я и ранее работала удалённо. А вот у плиты приходится стоять чаще – дома все и постоянно и всех надо вкусно накормить».
Некоторые респонденты отмечают, что работы стало меньше, а домашняя работа избавляет их от необходимости изображать непрерывную занятость, как это пришлось бы делать в офисе.
Евгения (28, СПб): «Огорчает тот факт, что работы стало меньше. Поставщики отдыхают, работа стоит...хорошо, что хоть из дома работаю, не приходится делать вид, что работаю».
Сбор данных второй волны мониторинга Adapt! проводился в период 6-8 апреля 2020 года. В количественной части исследования опрошены 1000 жителей городов-миллионников России в возрасте 18-65 лет. Параллельно были проведены анализ высказываний в социальных сетях и дискуссии о текущей ситуации и изменении потребления в синдикативном онлайн-сообществе.
Результаты следующей волны еженедельного мониторинга Adapt! будут доступны 20 апреля.
Данные первой волны читайте здесь
Об исследовании
Еженедельный мониторинг ситуации вокруг коронавируса Adapt! изучает изменения в фактическом поведении потребителей как реакции на экстренную ситуацию (эпидемия коронавируса). Уникальность исследования состоит в объединении трёх источников информации:
- количественное исследование (города 1 млн+, 18-65 лет, 1000 интервью в волну);
- анализ социальных медиа;
- качественное исследование в онлайн-сообществе.
Исследование охватывает такие темы как: общее отношение к ситуации распространения коронавируса, вопросы мобильности, медиа, развлечения, отдых и спорт, здоровье, покупки, еда/напитки, алкоголь и табачная продукция, средства по уходу за собой, средства по уходу за домом, домашние животные, технологии/телекоммуникации и финансы. Также мы используем глобальные бенчмарки для сравнения результатов по России с ключевыми рынками по отношению к COVID-19.
__________________________________________
Динамику коронакризиса вы можете проследить на странице, где мы собрали все глобальные исследования Ipsos на эту тему.