Adapt! Как меняется покупательское поведение

В категории "товары длительного пользования" доля покупателей заметно выросла

Москва, 3 июня 2020 г. – по данным исследования Ipsos Adapt!, по сравнению с началом измерений в первых числах апреля, в девятой волне мониторинга существенно выросла доля людей, покупавших товары длительного пользования. В девятой волне, сбор данных для которой проводился с 25 по 27 мая, 38% жителей городов-миллионников отметили, что покупают товары длительного пользования онлайн, а 36% – оффлайн. В начале апреля онлайн товары этой категории покупали 17% респондентов, а оффлайн – 16%.

Интересно, что доля онлайн и оффлайн покупателей товаров длительного пользования сопоставима, в то время как в товарах повседневного спроса, вопреки ожиданиям, не произошло кардинального переключения на онлайновые покупки – подавляющее большинство жителей городов-миллионников по-прежнему покупают товары повседневного спроса оффлайн (93% по данным 9й волны); онлайн – только 35% опрошенных.

9

Одежда и обувь

С момента проведения первой волны мониторинга значительно выросла доля покупателей одежды и обуви онлайн и оффлайн. Если в апреле онлайн такие покупки совершали 8% респондентов, то сейчас это число увеличилось до 20%. Доля оффлайн-покупателей в начале апреля составляла только 4% из-за связанных с самоизоляцией ограничений, по мере смягчения мер показатель растёт и на данный момент составляет 12%.

Товары для детей

По сравнению с началом измерений в конце мая вдвое выросла доля онлайн-покупателей товаров для детей (7% в первой волне и 14% в девятой). Что касается покупок оффлайн, здесь доля покупателей остаётся стабильной на протяжении всего измерения и незначительно колеблется около значения в 12% жителей городов-миллионников.

Электроника и бытовая техника

Заметный рост наблюдается в категории электроники (сюда входят гаджеты и аксессуары): с первой волны число покупателей выросло с 6% до 12% онлайн и с 3% до 6% оффлайн. Отмечен также рост в категории мелкой бытовой техники, где как онлайн, так и оффлайн по данным первой волны покупки совершали 4% опрошенных, а сейчас онлайн такие покупки совершают уже 11% респондентов. Мелкую бытовую технику оффлайн покупали 5% опрошенных в девятой волне. Крупную бытовую технику – по 4% в онлайн и оффлайн канале.

Обсуждения в социальных сетях

Обсуждения в социальных сетях концентрируются вокруг роста цен и поиска баланса между обязательными защитными мерами и удобством для потребителей. В некоторых случаях поднимаются даже вопросы ущемления прав потребителей в связи с введёнными ограничениями. Серьёзным барьером покупки одежды становится невозможность проведения примерки и трудность возврата товара в случае, если он не подошёл.

Сбор данных девятой волны мониторинга Adapt! проводился в период 25-27 мая 2020. В количественной части исследования опрошены 1000 жителей городов-миллионников России в возрасте 18-65 лет. Параллельно были проведены анализ высказываний в социальных сетях и дискуссии о текущей ситуации и изменении потребления в синдикативном онлайн-сообществе.

Результаты следующей волны мониторинга Adapt! будут доступны 8 июня.

Об исследовании

Еженедельный мониторинг ситуации вокруг коронавируса Adapt! изучает изменения в фактическом поведении потребителей как реакции на экстренную ситуацию (эпидемия коронавируса). Уникальность исследования состоит в объединении трёх источников информации:

  • количественное исследование (города 1 млн+, 18-65 лет, 1000 интервью в волну);
  • анализ социальных медиа;
  • качественное исследование в онлайн-сообществе.

Исследование охватывает такие темы как: общее отношение к ситуации распространения коронавируса, вопросы мобильности, медиа, развлечения, отдых и спорт, здоровье, покупки, еда/напитки, алкоголь и табачная продукция, средства по уходу за собой, средства по уходу за домом, домашние животные, технологии/телекоммуникации и финансы. Также мы используем глобальные бенчмарки для сравнения результатов по России с ключевыми рынками по отношению к COVID-19.

Общество